ВОЕННАЯ ПРИЕМКА
Дальники
В российском авиаконструкторском бюро «Туполев» заявили о «глубокой» модернизации Ту-95 и воспроизводстве Ту-160
Старейшее в России авиаконструкторское бюро имени Андрея Туполева отмечает 95 лет. За это время уникальный коллектив разработал десятки типов военных и гражданских самолетов, многие из которых стали легендами.
Гордость авиаконструкторов - знаменитый стратегический бомбардировщик - ракетоносец Ту-160 («Белый лебедь») - самый тяжелый и самый мощный в мире сверхзвуковой самолет. На время он стал вершиной инженерной мысли. Свой 95-летний юбилей легендарная марка «Туполев» встречает на подъеме. Стало известно, над чем сейчас работает старейшее в России авиаконструкторское бюро.
Чтобы продемонстрировать способность советской дальней авиации долететь до Америки, Никита Хрущев свой первый визит в США совершил на переделанном из бомбардировщика гражданском лайнере Ту-114. А самый известный пассажирский самолет этой марки Ту-144 - стал первым в мире гражданским сверхзвуковым лайнером. На нем летал герой фильма «Мимино».
За почти век существования ОКБ «Туполева» в нем было разработано около трехсот летательных аппаратов, аэросаней и даже торпедных катеров, а в небо поднялось свыше 18 тысяч самолетов этой марки. Именно Андрей Туполев воспитал целую плеяду авиаконструкторов, чьи имена потом наравне с учителем станут известны на весь мир - это Павел Сухой, Михаил Миль, Семен Лавочкин, Владимир Мясищев. Сюда и теперь идут работать люди, влюбленные в авиацию. За последние несколько лет производственное объединение заметно омолодилось.
Несмотря на заметный след который оставил Туполев в гражданском самолетостроении, главным приоритетом КБ всегда была оборонная продукция, которой военные определили особое место. Стратегические самолеты занимают особую нишу в ВКС РФ, так как являются компонентом стратегических ядерных сил.
Сегодня самолеты «Туполева» продолжают демонстрировать свою эффективность, громя боевиков в Сирии и патрулируя мировое воздушное пространство.
«Со следующего года приступаем к глубокой модернизации самолета Ту-95. Одновременно воспроизводство Ту-160 на казанском заводе. И новая программа по перспективному комплексу дальней авиации. С 2018 года приступаем к выпуску конструкторской документации и запуску в производство опытных образцов», - рассказал телеканалу «Звезда» генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов.Приставки «самый первый» можно отнести не только ко многим самолетам марки ТУ, но и к самому конструкторскому бюро, основатель которого Андрей Туполев был одним из отцов мировой авиации. На его самолете Валерий Чкалов совершил знаменитый трансконтинентальный перелет Москва-Северный полюс-Ванкувер. На них же из ледяного плена вывозили челюскинцев в 1934 году. Это была беспримерная по масштабам арктическая экспедиция по спасению 104 человек команды и научной экспедиции раздавленного льдами парохода «Челюскин» на Чукотке. Гуманитарная миссия имела мощный политический резонанс во всем мире.
Чтобы продемонстрировать способность советской дальней авиации долететь до Америки, Никита Хрущев свой первый визит в США совершил на переделанном из бомбардировщика гражданском лайнере Ту-114. А самый известный пассажирский самолет этой марки Ту-144 - стал первым в мире гражданским сверхзвуковым лайнером. На нем летал герой фильма «Мимино».
За почти век существования ОКБ «Туполева» в нем было разработано около трехсот летательных аппаратов, аэросаней и даже торпедных катеров, а в небо поднялось свыше 18 тысяч самолетов этой марки. Именно Андрей Туполев воспитал целую плеяду авиаконструкторов, чьи имена потом наравне с учителем станут известны на весь мир - это Павел Сухой, Михаил Миль, Семен Лавочкин, Владимир Мясищев. Сюда и теперь идут работать люди, влюбленные в авиацию. За последние несколько лет производственное объединение заметно омолодилось.
«К нам приходит много молодых специалистов. Ребята талантливые, умные и им реализовывать все, что у нас есть», - рассказал телеканалу «Звезда» директор центрального КБ ПАО «Туполев» Эдуард Сорокин.В свое время Туполев сформулировал один из принципов работы авиапромышленности - прогресс в авиации достигается коллективным трудом. Будучи всегда на передовой прогресса, в «Туполеве» и сегодня используют самые современные технологии при организации проектирования новых самолетов.
Несмотря на заметный след который оставил Туполев в гражданском самолетостроении, главным приоритетом КБ всегда была оборонная продукция, которой военные определили особое место. Стратегические самолеты занимают особую нишу в ВКС РФ, так как являются компонентом стратегических ядерных сил.
Сегодня самолеты «Туполева» продолжают демонстрировать свою эффективность, громя боевиков в Сирии и патрулируя мировое воздушное пространство.
Ту-22М3 сбрасывает бомбы на террористов: вид из люка
На видеозаписи запечатлен момент бомбометания Ту-22М3 по объектам террористов в Сирии, снятый с помощью камер GoPro непосредственно из люка дальнего бомбардировщика.
Российская дальняя авиация и оперативное соединение ВМФ РФ в Средиземном море осуществили поддержку наступательной операции войск Сирийской Арабской Республики против боевиков запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. Об этом сообщил официальный представитель Министерства обороны генерал-майор Игорь Конашенков.
На представленной видеозаписи запечатлен момент бомбометания Ту-22М3 по объектам террористов, снятый с помощью камер GoPro непосредственно из люка дальнего бомбардировщика.
В нанесении авиационного удара по боевикам ИГИЛ также были задействованы бомбардировщики Су-24 и Су-34 с авиабазы Хмеймим. Кроме того, ракетный удар нанесла подлодка «Колпино» из Средиземного моря. Всего по объектам террористов было выпущено шесть крылатых ракет «Калибр».
В результате массированного удара нанесен значительный урон крупной группировке боевиков рядом с городом Абу-Кемаль. Эти действия позволили штурмовым отрядам сирийских войск под командованием генерала Хасана Сухела развернуть наступление на последнем плацдарме ИГИЛ на востоке Сирии. ■
0:00 / 0:00
На представленной видеозаписи запечатлен момент бомбометания Ту-22М3 по объектам террористов, снятый с помощью камер GoPro непосредственно из люка дальнего бомбардировщика.
В нанесении авиационного удара по боевикам ИГИЛ также были задействованы бомбардировщики Су-24 и Су-34 с авиабазы Хмеймим. Кроме того, ракетный удар нанесла подлодка «Колпино» из Средиземного моря. Всего по объектам террористов было выпущено шесть крылатых ракет «Калибр».
В результате массированного удара нанесен значительный урон крупной группировке боевиков рядом с городом Абу-Кемаль. Эти действия позволили штурмовым отрядам сирийских войск под командованием генерала Хасана Сухела развернуть наступление на последнем плацдарме ИГИЛ на востоке Сирии. ■
Дальние бомбардировщики Ту-22М3 нанесли авиаудар по объектам террористов в Сирии
Фото: Минобороны РФ / mil.ru
Воздушно-космические силы России продолжают оказывать помощь сирийским правительственным войскам в разгроме формирований международной террористической организации ИГИЛ.
4 ноября 2017 г. дальние бомбардировщики Ту-22М3, взлетев с территории России и совершив перелет над территорией Ирака и Ирана, нанесли групповой авиационный удар по объектам террористов в районе города Абу-Кемаль провинции Дейр-эз-Зор.
Над территорией Сирии самолеты дальней авиации сопровождались экипажами истребителей Су-30СМ с аэродрома Хмеймим.
Целями для поражения стали склады вооружения и боеприпасов террористов, а также командные пункты бандформирований ИГИЛ.
Данными объективного контроля подтверждается поражение всех назначенных объектов.
После выполнения боевой задачи все российские самолеты вернулись на аэродромы базирования. ■
Ту-22М3 нанесли авиаудар по объектам террористов в Сирии
ВКС России продолжают оказывать помощь сирийским правительственным войскам в разгроме формирований международной террористической организации ИГИЛ.
Воздушно-космические силы России продолжают оказывать помощь сирийским правительственным войскам в разгроме формирований международной террористической организации ИГИЛ.
Четвертого ноября 2017 года дальние бомбардировщики Ту-22М3, взлетев с территории России и совершив перелет над территорией Ирака и Ирана, нанесли групповой авиационный удар по объектам террористов в районе города Абу-Кемаль провинции Дейр-эз-Зор.
Над территорией Сирии самолеты дальней авиации сопровождались экипажами истребителей Су-30СМ с аэродрома Хмеймим. Целями для поражения стали склады вооружения и боеприпасов боевиков, а также командные пункты бандформирований ИГИЛ.
Данными объективного контроля подтверждается поражение всех назначенных объектов. После выполнения боевой задачи все российские самолеты вернулись на аэродромы базирования. ■
Четвертого ноября 2017 года дальние бомбардировщики Ту-22М3, взлетев с территории России и совершив перелет над территорией Ирака и Ирана, нанесли групповой авиационный удар по объектам террористов в районе города Абу-Кемаль провинции Дейр-эз-Зор.
Над территорией Сирии самолеты дальней авиации сопровождались экипажами истребителей Су-30СМ с аэродрома Хмеймим. Целями для поражения стали склады вооружения и боеприпасов боевиков, а также командные пункты бандформирований ИГИЛ.
Данными объективного контроля подтверждается поражение всех назначенных объектов. После выполнения боевой задачи все российские самолеты вернулись на аэродромы базирования. ■
Истребители ВВО в ходе учения отработали сопровождение бомбардировщиков Ту-22М3
Полет, длившийся более 3 часов, проходил над территорией Камчатского края и акваторией Берингова моря.
Фото: Минобороны РФ / mil.ru
Пара новейших многоцелевых истребителей Су-35С авиационного полка Восточного военного округа отработала задачи по сопровождению дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в рамках учения дальней авиации.
Полет, длившийся более 3 часов, проходил над территорией Камчатского края и акваторией Берингова моря.
После выполнения учебно-боевых задач самолеты произвели успешную посадку на аэродроме Елизово, экипажи истребителей Су-35С совершат перелет на расстояние около1,5 тысяч километров в пункт постоянного базирования в Хабаровском крае. ■
Экипажи соединения дальней авиации вернулись на авиабазы после учения
В прошедшем ЛТУ было задействовано более 20 единиц авиационной техники, а также 5 аэродромов и 2 полигона в различных субъектах Российской Федерации от Калужской области до Камчатки.
Фото: Минобороны РФ / mil.ru
Экипажи дальней авиации Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78, задействованные в летно-тактическом учении (ЛТУ), вернулись в пункты постоянной дислокации.
В рамках учения были отработаны задачи перебазирования на оперативные аэродромы, полеты с дозаправкой в воздухе и боевое применение по наземным целям. В ходе мероприятия экипажи Ту-22М3 впервые выполнили посадку на аэродром Анадырь.
Летно-тактическое учение с соединением дальней авиации проходило под руководством командующего дальней авиацией генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша. В нем было задействовано более 20 единиц авиационной техники, а также 5 аэродромов и 2 полигона в различных субъектах Российской Федерации от Калужской области до Камчатки. ■
Самый мощный в мире: как РФ предотвратила превращение Ту-160 в кучу украинских болтов и гаек
В декабре исполнится ровно 36 лет с того дня, как этот самолет впервые поднялся в воздух. Однако до сих пор он является абсолютным чемпионом мира по целому ряду параметров (скорость, дальность полета и другие), характеризующих самолеты дальней бомбардировочной авиации.
Фото: Константин Семенов/ Алексей Иванов/ ТРК Звезда/ Минобороны России
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, более известный под названием «Белый лебедь», – немолодая машина: в декабре исполнится ровно 36 лет с того дня, как этот самолет впервые поднялся в воздух. Однако до сих пор он является абсолютным чемпионом мира по целому ряду параметров (скорость, дальность полета, нахождение в воздухе без дозаправки, грузоподъемность и так далее), характеризующих самолеты дальней бомбардировочной авиации. И, по мнению международных военных экспертов, он будет оставаться таковым, как минимум до конца 2020-х годов.
При этом самолет имеет очень непростую судьбу. Опустим начальный период, когда машина проектировалась и создавалась (на разработку и построение первого прототипа ушло почти 10 лет), перекинемся сразу в год 1999-й, когда Ту-160 едва не разобрали на болты и гайки.
Об этом мне рассказал заслуженный военный летчик РФ Анатолий Жихарев (ныне – генерал-лейтенант в отставке, советник президента России по вопросам применения Дальней авиации), когда командовал 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизией, базирующейся в городе Энгельсе. Именно в ее составе и тогда, и теперь находится полк стратегических ракетоносцев. Кстати, название «Белый лебедь» самолет-красавец получил за свою внешнюю схожесть с этой величавой птицей.
В 1987 году, когда Ту-160 стали поступать на вооружение Дальней авиации ВВС, первым подразделением, которому была предоставлена честь освоить уникальные самолеты, стал авиаполк в Украинском городке Прилуки. До развала СССР он успел принять на свой аэродром 19 машин этого класса. Один «лебедь» улетел в Энгельс. Планировалось, что 160 «тушками» будут оснащены пять полков ДА. Увы, эти планы рухнули вместе с Союзом. Задача кардинально изменилась, и делом первостепенной важности стало сохранение того, что внезапным подарком досталось украинским товарищам. И хоть тогда еще они не прыгали на Майдане, и не было столь ярых, как сегодня русофобских настроений, Незалежная уже была совершенно другой страной.
Эти самолеты являлись для украинцев одним из атрибутов национальной независимости и гордости. Еще бы! Только две страны в мире – США и Россия – имеют в составе Вооруженных Сил элитный род ВВС – Стратегическую (Дальнюю) авиацию. Однако вскоре выяснилось, что «лебедь», даже в режиме консервации, слишком дорогая игрушка для Украины. Из-за хронической нехватки горючего, самолеты поднимались в воздух по три-пять раз в год (!) на очень непродолжительное время. Основную же часть времени, суперсовременные ракетоносцы с желто-голубыми кругами и трезубцами на плоскостях простаивали на аэродроме в Прилуках.
Была и еще одна «маленькая» деталь, не позволявшая Украине иметь стратегические бомбардировщики, – ее статус неядерной державы. А поскольку «лебеди» были оснащены крылатыми ракетами с ядерными боеголовками (по 12 на каждый самолет), властям Незалежной было предложено избавиться от этих адских машин. Лучше всего – уничтожить. Естественно, что главным инициатором выступили Соединенные Штаты Америки, которые «подстегнул» к этому сам Ту-160, показавший себя в деле: в 1992 году борт из Энгельса принял участие в авиационном параде, а спустя несколько месяцев произвел практической пуск ракеты в учебных целях. Стратеги из страны дядюшки Сэма поняли, что русские ракетоносцы способны внести существенные коррективы в ядерный паритет двух держав.
Под предлогом предоставления Украине «зеленой улицы» для вступления в НАТО им дали однозначно понять, что самолеты нужно утилизировать. А чтобы те были более сговорчивы, помимо средств разделки, выделенных из американского бюджета (по одному миллиону долларов за каждый самолет), украинской стороне пообещали 60 миллионов тех же денежных единиц в случае удачно проведенной операции. Тогда еще была предпринята попытка продать три Ту-160 и запасные части к ним одной американской компании для переоборудования самолетов в носители ракет для запуска спутников. Но российская сторона указала на нарушение положений Договора СНВ-2, и американцы были вынуждены с этим согласиться. В результате украинцы, прежде чем осознали, что могут поиметь выгоду намного большую, успели уничтожить девять бортов. Оставшиеся десять самолетов они решили продать России, которая де-юре, как правопреемник ядерной державы, должна была забрать их себе бесплатно.
Переговоры о покупке десяти «украинских» Ту-160 в 1995 году закончились безрезультатно. Предложенная Россией цена (по 25 млн долларов за штуку) показалась Украине смехотворной. Не согласились они и на бартерную сделку: Ан-22 и Ан-124 ВТА России взамен Ту-160 ВВС Украины. Когда же они превратили очередного «лебедя» в кучу болтов и гаек (борт налетал всего сто часов), российская сторона сделала властям Незалежной предложение, от которого те не смогли отказаться. Украине простили частичную задолженность за поставки природного газа на сумму 285 млн долларов. И только после этого в октябре 1999 года в Прилуки отправилась военно-техническая делегация ВВС России для оценки технического состояния самолетов с тем, чтобы перегнать их на авиабазу Энгельс-2.
Это превратилось в настоящую стратегическую операцию. Мало того что самолеты нужно было «оживить» после многомесячного мертвого стояния, топливо украинские партнеры выделяли настолько в обрез, что у наших летчиков даже не было возможности сделать круг над аэродромом для проверки работоспособности всех систем. Экипажи поднимали машины в воздух и, убедившись, что все механизмы вроде бы работают без сбоя, брали курс на город Энгельс. Генерал Жихарев вспоминал, что из некоторых ракетоносцев, после того, как запускали их двигатели, текла вода. Машины словно плакали от того, как к ним, имеющим предназначение – летать, все годы относились люди…
Всего российским летчикам удалось забрать восемь «лебедей». Первый борт они подняли в воздух 5 ноября 1999 года, два последних – 21 февраля следующего. Российских командиров экипажей, которые перегоняли Ту-160, гвардии подполковников И. Скитского и А. Серебрякова за этот подвиг наградили орденами. А один самолет братьям-славянам из Незалежной все же удалось прикуркулить. Они перегнали его в музей авиации и космонавтики в Полтаве, привели в состояние, исключающее боевое применение и оставили в память о былом могуществе своей страны.
В тот же год в дивизию в Энгельсе из завода пришел новенький борт Ту-160, и вместе с восьмеркой отмытых от трезубцев самолетов, полковое авиакрыло стратегических ракетоносцев удвоилось. Все борта, вызволенные из украинского плена, прошли модернизацию в заводских условиях и сегодня в полном объеме выполняют возложенные на них задачи. Помимо того что «Белые лебеди» являются одной из трех составляющих стратегических ядерных сил России, с середины ноября 2015 года они демонстрируют свои боевые возможности, нанося удары крылатыми ракетами с неядерной боевой частью по объектам террористов в Сирии.
■