среда, 8 ноября 2017 г.

Фронтовой истребитель Су-27, Flanker-B (Маргинал)



К разработке перспективного истребителя нового поколения в ОКБ П.О. Сухого приступили осенью 1969 года. Необходимо было учесть, что назначение создаваемого самолета - борьба за превосходство в воздухе и что тактика включает ближний маневренный бой, который к тому времени был снова признан основным элементом боевого применения истребителя. Проектируемый самолет был призван дать достойный ответ на F-15 Eagle, который с 1969 года ускоренными темпами создавался фирмой McDonnell Douglas. Кроме ОКБ П.О. Сухого, инициативные разработки самолетов 4-го поколения вели и другие конструкторские коллективы. В 1971 году ВВС был объявлен конкурс проектов перспективного фронтового истребителя (ПФИ), в котором, кроме фирмы «Су», приняли участие ОКБ А.И. Микояна и А.С. Яковлева. В 1972 году принимается решение отдать предпочтение проекту Т-10 ОКБ П.О. Сухого. К 1974 году с участием специалистов ЦАГИ была окончательно сформирована аэродинамическая и конструкторско-силовая схемы самолета, а в 1975 году начался выпуск рабочих чертежей.


Истребитель F-15 Eagle фирмы McDonnell Douglas



Большой заслугой тогдашних руководителей аэродинамического проектирования в ОКБ - заместителя главного конструктора И. Баславского, начальника отдела М. Хесина, начальника бригады Л. Чернова было намерение углубленного изучения явлений обтекания выбранного крыла готической формы, по которому систематической информации в то время не было. Если в США уже проектировались (YE-16, YE-117) и летали (F-5E) самолеты с корневыми наплывами крыла, то в нашей стране пришлось заниматься этим вопросом с чистого листа. Дело в том, что принятое для Т-10 готическое крыло с криволинейной передней кромкой, пригодное для крейсерского полета на трансзвуке и сверхзвуке, содержит интегрированные с фюзеляжем корневые наплывы.

Два двигателя в отдельных гондолах предполагалось «подвесить» к нижней поверхности крыла с выдерживанием определенного расстояния между передней кромкой и входом в воздухозаборник. Было принято решение использовать заднюю центровку, предполагающую продольную статическую неустойчивость самолета, и ЭДСУ. Впервые серийный российский самолет было принято оснастить автоматизированной ЭДСУ. Он, также, оснащался большим запасом топлива, баки для которого располагались в центроплане и крыльях и высокоэкономичными двигателями, что сильно увеличивало дальность беспосадочного перелёта.

Фронтовой истребитель Су-27, Flanker-B (Маргинал)


Прототип Т-10-1

После смерти П.О. Сухого, тему нового истребителя с 1976 года возглавляет М.П. Симонов. К этому времени становится ясно, что первоначальная компоновка обладает существенными недостатками. Однако самолет с первоначальной компоновкой был тем не менее построен и 20 мая 1977 года шеф-пилот ОКБ П.О. Сухого заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза В.С. Ильюшин поднял в воздух опытный самолет Т-10-1 (кодовое обозначение НАТО - Flanker-A). Самолет имел развитый наплыв и крыло овальной формы в плане, из-за чего было сложно применить механизацию передней кромки. Заднюю кромку занимала стандартная механизация - элерон и закрылок, а на законцовках крыла размещались противофлаттерные грузы. Аналогичные грузы установлены на горизонтальном и вертикальном оперениях. Кили размещены на верхних поверхностях мотогондол. Радиопрозрачный обтекатель РЛС на Т-10-1 несколько короче, чем на серийных машинах, а обслуживание аппаратуры осуществляется через люки на боковой поверхности НЧФ. Фонарь кабины пилота сдвигается назад по направляющим. Так как двигателей АЛ-31Ф, на установку которых был рассчитан самолет, еще не было, на этой машине были установлены ТРДД АЛ-21Ф-3АИ с нижней коробкой (использующиеся на других самолётах фирмы: Су-17, Су-24).

К январю 1978 года на Т-10-1 была выполнена программа (38 полетов) по получению ключевых ЛТХ и информации об устойчивости и управляемости прототипа. В 1985 году этот самолет был передан в Музей авиационной техники ВВС при Военно-воздушной академии им. Гагарина в г. Монино. В 1978 году собирается второй прототип - Т-10-2. Но его судьба не была долгой. 7 июля 1978 года, при втором полете, самолет, пилотируемый летчиком-испытателем и Героем Советского Союза Евгением Соловьёвым, попал в неисследуемую область резонансных режимов. Летчик, пытаясь спасти машину погиб.

Прототип Т-10-3

В течении 1978 года налаживается серийный выпуск самолета на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Одновременно на опытном заводе ОКБ в Москве собираются еще два прототипа. 23 августа 1979 года в воздух поднимается Т-10-3 (В.С. Ильюшин), 31 октября 1979 года - Т-10-4. Обе машины получают новые ТРДД АЛ-31Ф (с нижней коробкой агрегатов), и некоторые аэродинамические улучшения. Т-10-3 в дальнейшем был передан НИТКА для испытаний по программе Су-27К, а на Т-10-4 испытывали системы вооружения.

В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию, и уступает F-15 по многим показателям. Например, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки. Также не удалось реализовать заданный расход топлива. Перед разработчиками возникла нелёгкая дилема - либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей модели.

После прихода М.П. Симонова к руководству темой, а затем и ОКБ Сухого были проведены испытания по тем временам совершенно «экзотических» вариантов компоновки самолета: с крыльями отрицательной стреловидности, с ПГО; выполнено моделирование работы двигателей. Очень много опытов проводилось по поиску средств обеспечения непосредственного управления подъемной и боковой силами. В то время значительная часть мощностей ЦАГИ была загружена работами по «Бурану», поэтому работы по аэродинамике Т-10 ОКБ Сухого отдало в СибНИА (работа возглавлялась Станиславов Кашафутдиновым, позже получившем за нее Государственную Премию), где труба простаивала. Сверхзвуковые продувки осуществлялись в трубах Института Прикладной Механики СО АН в Академгородке.

Тем временем, в июле 1980 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре собирается первая машина установочной партии - Т-10-5. В том же году выпускаются самолеты Т-10-6, Т-10-7, Т-10-8 и Т-10-9, и в 1981 году - Т-10-10 и Т-10-11. Вся серия оснащается ТРДД АЛ-21Ф.

К чести разработчиков ОКБ Сухого, они решили сохранить верность многолетним традициям и не стали выпускать посредственную машину. В 1979 году предлагается новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. 10 апреля 1981 года опытный самолет Т-10-7 (Т-10С-1), пилотируемый В.С. Ильюшиным поднялся в небо. Машина была сильно изменена, почти все узлы расчитаны «с нуля». На ней установили новое крыло с прямой передней кромкой, отклоняемым носком, флаперонами вместо закрылков и элеронов, дополнительной точкой подвески вооружения вместо противофлаттерного груза, сняли аэродинамические перегородки. Законцовки стабилизатора получили новую форму, с них сняли противофлаттерные грузы. Вертикальное оперение перенесли на хвостовые балки. Радиусы сопряжения крыла и фюзеляжа при виде спереди были увеличены. Увеличили внутренний запас топлива. Изменили ХЧФ - появилась «пика», в которой разместили тормозной парашют (непосредственно на Т-10-7 он еще не был установлен). Шасси также было переделано. Новые основные опоры получили косую ось вращения и боковые замки выпущенного положения. Передняя опора стала убираться вперед, а не назад по полету, как было у первых машин. Самолет оснастили двигателями АЛ-31Ф с верхней коробкой агрегатов и новыми воздухозаборниками с убирающимися защитными сетками. Отделяемая часть фонаря кабины пилота стала открываться вверх - назад. Появился один тормозной щиток на верхней поверхности фюзеляжа вместо двух под центропланом, являвшихся одновременно створками отсеков колес основных опор шасси.

С 1981 года все работы по программе Т-10С проводились в ОКБ под непосредственным руководством Алексея Кнышева, являющегося главным конструктором самолета и поныне.



Один из первых серийных истребителей Су-27 (Т-10-17, борт 17)

На уже выпущенных машинах было решено испытывать агрегаты и системы нового истребителя, статические испытания проводить на Т-10-8 (Т-10С-0, 1982 год), а аэродинамику - на Т-10-7 и Т-10-12 (Т-10С-2). Все эти самолеты были собраны на Машиностроительном заводе им. П.О. Сухого. 3 сентября 1981 года из-за сбоя в топливной системе с Т-10-7 случилась авария. Пилотировавшему самолет В.С. Ильюшину удалось спастись. 23 декабря 1981 года в одном из полётов в критическом режиме, из-за разрушения планера Т-10-12 погибает Александр Комаров. Тогда, причину аварии выяснить не удалось. Позднее, в 1983 году, аналогичная авария постигла один из первых серийных истребителей - Т-10-17. Только благодаря большому мастерству Н.Ф. Садовникова, впоследствии Героя Советского Союза, мирового рекордсмена, полет завершился благополучно. Садовников посадил на аэродром поврежденный самолет - без большей части консоли крыла, с обрубленным килем - и тем самым предоставил бесценный материал разработчикам машины. В срочном порядке были проведены мероприятия по доработке самолёта: усилена конструкция крыла и планера в целом, уменьшена площадь предкрылка.

2 июня 1982 года впервые поднялся в воздух головной серийный Т-10-15 (будующий рекордный П-42), в том же году собираются Т-10-16 и вышеупомянутый Т-10-17. В 1983 году завод в Комсомольске-на-Амуре собирает еще 9 истребителей - Т-10-18, Т-10-20, Т-10-21, Т-10-22, Т-10-23, Т-10-24, Т-10-25, Т-10-26 и Т-10-27. Большинство этих самолетов приняло участие в различного рода приемочных испытаниях, которые завершились к середине 80-х.



Широким фронтом велись работы и на машине Т-10-5. На ней отрабатывался новый вариант системы управления вооружением: в мае 1982 года из-за низкой надежности бортового вычислителя и неудовлетворительных характеристик антенны РЛС «Меч» было принято решение об оснащении Т-10С новой вычислительной системой на основе БЦВМ Ц100 разработки НИИЦЭВТ и антенной РЛС, которую предстояло создать на базе антенны РЛС «Рубин» самолета МиГ-29. Несмотря на очередной крутой поворот в судьбе, уже в конце года самолет получает обновленную СУВ-27, а в конце 1983 года был предъявлен на государственные совместные испытания.

Су-27 выполнен по нормальной балансировочной схеме, имеет интегральную аэродинамическую компоновку с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа, образующих единый несущий корпус. Конструкция цельнометаллическая с широким применением титановых сплавов. Фюзеляж типа полумонокок с круговым поперечным сечением. Носовая часть отклонена вниз. Лётчик располагается на катапультируемом кресле К-36ДМ, обеспечивающем аварийное покидание самолёта во всём диапазоне высот и скоростей полёта.

Самолеты могут быть использованы для перехвата воздушных целей в большом диапазоне высот и скоростей полета, в том числе на фоне земли, и ведения маневренного воздушного боя в любых метеоусловиях днем и ночью. Для успешного выполнения боевых задач на борту установлено современное прицельнонавигационное оборудование. Поиск и сопровождение цели осуществляются с помощью РЛПК с когерентной импульсно-допплеровской РЛС или ОЭПС с ОЛЛС и нашлемной системой целеуказания. БРЛС имеет антенну диаметром 1076 мм с электронным сканированием по азимуту и механическим по углу места. РЛС способна гарантированно обнаруживать воздушные цели класса легкий истребитель на дальности до 80-100 км в передней полусфере и 30-40 км - в задней, сопровождать на проходе до десяти целей и обеспечивать одновременный пуск ракет по двум целям. БРЛС может вести поиск и сопровождение целей на фоне земли или морской поверхности.



Посадка серийного истребителя Су-27 (борт 65) со станцией РЭБ «Сорбция». ЦБПиПЛС авиации ПВО в Саваслейке.

Серийное производство Су-27 с 1983 года выполнялось авиационным заводом им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре (ныне КнААПО). В 1984 г. первые Су-27 поступили в вооруженные силы, а к концу следующего года была выпущена уже почти сотня таких истребителей, и началось массовое перевооружение частей истребительной авиации ВВС и ПВО на новый тип самолета. Первой строевой частью, получившей Су-27, стал истребительный авиаполк войск ПВО, базировавшийся в 10 км от Комсомольска-на-Амуре. Освоение новых типов истребителей, выработка рекомендаций по их пилотированию и боевому применению, а также переучивание на них строевых летчиков проводились в ЦБПиПЛС ВВС в Липецке и ЦБПиПЛС авиации ПВО в Саваслейке.

Государственные совместные испытания Су-27 завершились в 1985 году. Полученные результаты свидетельствовали о том, что создан действительно выдающийся самолет, не имеющий себе равных в истребительной авиации по маневренности, дальности полета и боевой эффективности. Однако некоторые системы бортового радиоэлектронного оборудования, в первую очередь аппаратура РЭП, требовали дополнительных испытаний. В процессе серийного производства изменилась конструкция отделяемой части фонаря - вместо цельного стекла стало две части, разделенные переплетом. Менялись колеса и шины, при этом типоразмер оставался без изменений. Тонкий «ласт» был заменен толстым, в нем разместили патроны автомата постановки помех АПП-50 - 96 штук взамен 24, устанавливавшихся в «пике». Изменилась форма законцовки киля, в связи с чем сняли противофлаттерные грузы с вертикального оперения. Состав вооружения был расширен за счет свободнопадающих бомб калибром 100, 250 и 500 кг, а также НАР. Внесен и ряд других изменений. После отладки всего комплекса БРЭО Постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1990 года Су-27 был официально принят на вооружение ВВС и авиации ПВО Советского Союза.

После распада СССР, который имел 513 машин типа Су-27, в начале 1992 года, часть истребителей достались бывшим союзным республикам: Украине (67), Беларуси (23), Узбекистану. В 1996-2001 гг. в рамках компенсационной программы (техника в обмен на стратегические бомбардировщики Ту-95МС из под Семипалатенска и оплату аренды полигонов), Казахстан получил 26 истребителей Су-27. Из 315 истребителей Су-27, которыми располагали к 1995 году Вооруженные Силы РФ, около 200 находились в составе авиации ПВО.

Контракт на поставку восьми Су-27/Су-27УБ в Эфиопию был подписан осенью 1998 года (первые четыре самолета были поставлены уже в декабре). Однако, в данном случае, были проданы не новые, а подержанные самолеты из наличия ВВС России. Поставщиком выступило государственное предприятие «Промэкспорт». 24 таких же самолета закупила Сирия. Вообще же, с начала 90-х для зарубежных покупателей предлагаются специальные экспортные истребитель Су-27СК и «спарка» - Су-27УБК.

Кодовое обозначение НАТО - Flanker-B (Маргинал).

Репост в соцсети

Facebook Twitter Google

Рекомендуем

Предыдущий пост
Следуюший пост

0 Коммент.:

Отправить комментарий

Архив блога

ПОПУЛЯРНОЕ